Алеф Павла Лыченкова
Павел Лыченков — человек, который воплощает философию современного музыкального образования: глубокое понимание традиций и готовность к творческому эксперименту. Он доцент кафедры эстрадного оркестра и ансамбля КемГИК и руководитель легендарного студенческого ансамбля "Алеф". В 2023 году Павел был отмечен Благодарностью министра культуры Российской Федерации Ольги Борисовны Любимовой.
О том, как случайность привела к профессии, почему джазу нужен "авантюризм", как литературные структуры превращаются в музыкальные формы, что значит быть "охотником за проблемами" в педагогике и почему настоящий музыкант должен уметь соединять традицию с экспериментом, мы поговорили с Павлом Лыченковым.
Барабаны как путевка в профессию
— Павел, расскажите, как вы пришли к музыке?
— Мне повезло, потому что я пришёл к музыке довольно поздно. В 11 лет меня не взяли в музыкальную школу в класс фортепиано — а ведь именно фортепиано мне нравилось. Но в 1997 году действовали очень консервативные подходы: в 11 лет детей уже не принимали. Так я остался за бортом музыкального образования (улыбается).
У моего брата была самодеятельная рок-группа, и их барабанщик перестал ходить на репетиции. Брат предложил: "Попробуй ты". Показали мне несколько основных элементов, и я начал играть в любительском коллективе.
— То есть барабаны стали для вас случайным выбором?
— Абсолютно! Если бы тогда я занялся фортепиано, скорее всего не попал бы в профессиональную музыку — просто не успел бы наверстать упущенное. А благодаря дефициту барабанщиков смог поступить в музыкальное училище в Прокопьевске. Там я занимался с утра до вечера, восполняя все пробелы в музыкальном образовании. Получается, именно барабаны, которые тогда были дефицитной специальностью, стали моей путёвкой в профессиональную среду.
— А было время, когда вы разочаровались в своём выборе?
— Конечно! На третьем курсе КемГИК мне стало совершенно неинтересно заниматься барабанами. Целый год я готовил только экзаменационную программу, а всё свободное время проводил за фортепиано.
Всерьёз размышлял: а не попробовать ли перейти на фортепиано, как мечтал в детстве? Но понял, что время упущено — уже не догнать тех, кто занимается с ранних лет. Вернулся к барабанам и полюбил их ещё сильнее. Сейчас просто обожаю свои инструменты.
От классики к эстраде: поиск своего пути
— Почему вы выбрали именно эстрадное направление, а не остались в классике?
— Это было чисто интуитивное решение. В Прокопьевске я изучал классические оркестровые ударные, а сюда поступил на эстрадное отделение — это уже совсем другой мир, мир ударной установки.
В училище, несмотря на классическую направленность, нам разрешали играть на ударной установке. Педагог показывал основы, мы обменивались опытом друг с другом. Меня это очень увлекало, особенно когда я играл в различных группах.
Переломный момент наступил на фестивале в Абакане, где я увидел настоящих джазовых ударников. Понял: нужно учиться там, где этим занимаются профессионально — не урывками, а системно.
— Джаз — это ведь импровизация. Как она рождается у музыканта?
— Есть музыканты, которые уже в процессе обучения начинают что-то сочинять от себя. Если в человеке рождается такая потребность, его, естественно, тянет туда, где есть простор для творчества.
Джаз — это импровизационная музыка, но в ней существует множество довольно жёстких законов. Импровизировать приходится в рамках этих правил. Нельзя сказать, что это абсолютная свобода — это не хаос. Но для тех, кому интересно сочинять, джаз — идеальное место.
Откуда это берётся? Честно говоря, не знаю. Это что-то внутреннее. И воспитать искусственно такую способность практически невозможно — если её нет изначально, развить крайне сложно.
«Алеф»: от Борхеса к полифонии
— Расскажите об ансамбле «Алеф». Почему именно это название?
— Название родилось из восхищения Борхесом и его идеей полифонии. «Алеф» стал для меня своего рода программой — стремлением создавать многослойную музыку, где различные пласты не заглушают друг друга, а взаимодействуют.
У Борхеса «Алеф» — это уникальная точка в пространстве, в которой сосредоточены все точки Вселенной и где можно увидеть бесконечное множество предметов с разных точек зрения одновременно. Полифония здесь проявляется как многоголосие смыслов — пересечение сюжетных линий и философских идей о бесконечности и времени. Множество равноправных элементов превращает текст в многоголосое музыкальное произведение, где голоса — это различные перспективы и интерпретации.
Специально выбрал универсальное название: это может быть «Алеф-трио», «Алеф-квартет», «Алеф-квинтет» — в зависимости от состава. Это важно, поскольку коллектив студенческий: люди выпускаются, приходят новые, состав постоянно меняется.
— Вы часто черпаете вдохновение из литературы?
— Постоянно! Я обычно заимствую из литературы структурные принципы, которые затем переношу в музыку. Например, «Палая листва» Гарсиа Маркеса — это история, рассказанная тремя разными людьми об одних и тех же событиях.
В моём музыкальном сочинении это стало одной темой, развивающейся тремя различными способами от общей исходной точки. По сути, я экстраполировал литературную форму на музыкальную композицию.
Юбилейный 2022: «Геликон», Moscow Jazz Festival и триумф в Томске
2022 год - Год столетия российского джаза, и это событие стало знаковым для развития джазового образования в нашем вузе. 26 мая состоялось историческое выступление студенческого ансамбля «Алеф» на сцене Губернаторского джаз-клуба «Геликон» в Новокузнецке — впервые за всю историю коллектива. За это мы очень благодарны Ольге Юшковой, директору джаз-клуба «Геликон».
Программа концерта включала произведения выдающихся мастеров джаза — Оливера Нельсона, Фила Вудса, Нильса Ландгрена, Курта Эллинга, Эдди Харриса и других корифеев мирового джазового искусства. Публика встретила выступление наших студентов с искренним воодушевлением, что стало лучшим подтверждением качества музыкального образования в КемГИК.
Александр Шунков, ректор КемГИК
— В июне 2022 года «Алеф»-квартет КемГИК вошёл и в основную программу Moscow Jazz Festival. Как вы туда попали?
— К 100‑летию российского джаза по стране отбирали 100 молодёжных коллективов. Мы попали в эту сотню.
— Где проходило ваше выступление?
— В Новопушкинском сквере, на уличной площадке.
— Что стало главным результатом для вас?
— Мы себе подтвердили, что «в теме»: движемся правильно.
— Кто готовил программу?
— Наравне со мной процесс вёл саксофонист Марк Сорокин, очень хороший музыкант, тогда студент 3‑го курса. Мы исполнили его пьесу. Половину программы сделал он, половину — я. Для меня самое ценное — ответственность студента за результат.
— Расскажите о вашем концерте в Томске. Как получилось так масштабно?
— Александр Викторович Шунков предложил: «Хочешь выступить в Томске? Можно организовать концерт». По сути, выступил в роли нашего продюсера. Я представлял себе концертный зал ТГУ, а оказались мы на сцене драматического театра.
Этот концерт вспоминаем до сих пор. Большая сцена, красивое освещение, за спиной — бесконечная глубина пространства. Играли очень вдохновенно.
— 800 человек зрителей — это впечатляет!
— Совершенно удивительная история. Зрителями были не профессионалы музыки, а обычные слушатели, жители Томска. Видимо, постоянная театральная публика решила попробовать что-то новое.
Концерт длился чуть больше часа, а аплодисменты не утихали ещё долго. Мы выходили на поклон снова и снова — томичи приняли нас потрясающе тепло. Для ребят это было очень важно и приятно.

Для нашего вуза «Алеф» — больше, чем студенческий ансамбль: это живая авторская лаборатория. Каждый выход ребят — шаг вперёд в мастерстве и артистизме. «Геликон» в Новокузнецке — легендарная площадка региона; мы относимся к ней с особым уважением, а традиции нашей кафедры органично связаны с историей российского джаза.
Хорошо помню 2022‑й, год столетия российского джаза. Первое июля, Томский драматический театр: сомневался, придут ли слушатели в разгар отпусков, — но за несколько дней до концерта 800 мест были раскуплены. Концерт пролетел на одном дыхании, а десять минут аплодисментов стали лучшей оценкой для молодых музыкантов.
Это убедило меня: Томск остаётся одним из сильных музыкальных центров Сибири — здесь живёт внимательный и благодарный слушатель. Наши студенты ещё не профессионалы, но уже звучали как зрелый коллектив.
В 2024 году «Алеф» вновь выступил на сцене «Геликона». Совместная программа с фольклорным коллективом «Любава» — тонкий синтез джаза и этнофолка — оставила у публики сильнейшее впечатление.
Александр Шунков, ректор КемГИК
Композитор или составитель музыки
— Вы композитор?
— Я это называю "составитель музыки".
— В чем разница?
— Композитор создаёт нечто совершенно уникальное. У него есть связь с традицией, но он сочиняет то, чего раньше не существовало — совершенно новый облик музыки.
Когда я что-то сочиню, достаточно послушать Прокофьева или Стравинского — и сразу понимаешь масштаб различий (смеётся). Они — композиторы, а я — составитель музыки.
В моих произведениях я отчётливо слышу влияния: вот здесь проступает Барток, здесь — Джон Колтрейн. Эти переклички неизбежны. В этом нет ничего плохого — просто другая технология творчества.
— Это скромность!
— Нет, это не скромность, а понимание процесса. Я беру из традиции то, что мне близко, и ищу новые способы соединения этих элементов.
Педагогика как вызов и открытие
— Не возникает желания бросить преподавание и уйти в чистое творчество?
— Большинство молодых музыкантов, если у них получается играть, в преподавание не идут. Приходят туда по необходимости — нужна стабильная работа, официальное трудоустройство.
Я поступил точно так же — пошёл в музыкальную школу без всякой любви к педагогике. Но один опытный музыкант сказал мне: "Хорошо, что начал преподавать — через учеников ты найдёшь ответы на многие собственные исполнительские вопросы".
И это казалось абсолютной правдой! Через десять лет преподавание стало любимой работой. Когда находишь решение проблемы студента, когда видишь результат — испытываешь удовлетворение.
— Все ли студенты могут заниматься джазом?
— Встречаются студенты, которые очень хотят заниматься джазом, но не могут. Им не хватает того самого сочинительства и творческого авантюризма. Если человек внутренне зажат, заставлять его импровизировать бессмысленно.
Но в музыкальной профессии много различных ниш. Можно стать отличным оркестровым музыкантом — не нужно будет сочинять или играть импровизационные соло, но при этом оставаться отличным музыкантом. Главное — в совершенстве владеть инструментом. А уж применение найдётся.
Студийные эксперименты и будущие проекты
— Что планируете дальше?
— С другом создали дуэт, иногда привлекаем дополнительных музыкантов. Занимаемся студийной работой, сочиняем музыкальные миниатюры длиной полторы минуты — этот жанр нас сейчас очень увлекает.
Осваиваем звукозапись, экспериментируем с звучанием. В планах — полноценный альбом. А затем хочу сделать музыкальное оформление к аудиокниге.
— Получается микс слова и музыки?
— Именно! Главным образом хочется теснее поработать с литературой, с русской классикой.
Философия проблем и творческий рост
— Что вас больше всего увлекает в работе?
— Я дружил с выдающимся звукорежиссёром Валерием Черкесовым, который стал для меня настоящим учителем. Я однажды спросил: «Валерий, с вашим опытом вы же можете сразу всё сделать идеально?» А он ответил: «Каждый раз, приступая к новой работе, понимаешь: нужен опыт, которого у тебя ещё нет. Всегда требуется что-то принципиально новое».
Он был настоящим охотником за проблемами. Ему нравилось их решать: "О, вот задача! Интересно, как с ней справиться!" В этом поиске и заключался весь азарт.
Меня это увлекло, и я понял: здорово браться за проблему, с которой раньше не сталкивался. Идёшь наощупь — возможно, найдёшь решение, а возможно, и нет. Но сам процесс поиска захватывает.
— Да, тоже уверена, что через проблемы мы растём.
— Конечно! Мы растём через преодоление трудностей. Упорство, решительность, изобретательность — всё это развивается только через практический опыт преодоления.
В разговоре с Павлом Лыченковым сложно не заметить его философский подход к музыке и жизни. Наверное, именно в этом подходе и кроется его способность превращать проблемы в творческие вызовы, а литературные произведения — в музыку. В нём же заключается секрет его мастерства как педагога — того, кто воспитывает не просто исполнителей, а думающих музыкантов, способных найти и сохранить свой индивидуальный голос в бесконечном множестве других голосов.
Автор идеи проекта: Александр Шунков
Текст: Елена Митрофанова
Фотографии: Данил Закрыжевский , из личного архива Александра Шункова и Павла Лыченкова